вторник, 18 октября 2011 г.

Возвращение Шалита

Хорошо ли это, или плохо, но факт: сегодня Гилад Шалит вернулся домой, а 1.027 палестинцев, отбывавших наказание в израильских тюрьмах за терроризм, освобождены из заключения. «Амнистирую, но не прощаю», сказал Перес, подписывая приказ об амнистии.

Хорошо ли это, или плохо, но с того момента, как Шалит ступил на израильскую территорию после более, чем 5-летнего плена, перед Израилем встала серьёзнейшая задача. Задача намного более ответственная, чем принятие мер превентивной защиты от вышедших на свободу террористов: задача национальной консолидации.

Хорошо ли это, или плохо, но на протяжении пяти с половиной лет плена Гилад Шалит, сам того не желая, служил олицетворением израильской национальной идеи. Всё это время вопрос возвращения Шалита продолжал находиться в топе повестки дня; как бы то ни было, все текущие трудности, противоречия и конфликты внутри Израиля оттенялись вопросом Шалита. То, что "Гилад должен вернуться домой" стало такой же само собой разумеюейся аксиомой, как "Иордан впадает в Мёртвое море".



Хорошо это или плохо, но сегодняшнее возвращение Гилада лишило нас одной из последних устойчивых платформ, на которых могла заявить о себе израильская национальна идея. Ведь у нас нет другой национальной идеи, потому что мы пока ещё не народ, а "собрание изгнанников" ("киббуц галуёт" - ивр.), оказавшихся в силу ряда причин на одной территории, но продолжающих жить и мыслить так, как каждый их нас жил и мыслил в странах рассеяния.

50 лет назад Бен-Гурион, будучи гениальным политиком, осознал необходимость создания для Израиля национальной идеи, которая была бы способна превратить граждан этой страны из беженцев, эмигрантов и разного рода перемещённых лиц в некое подобие единого народа. Для этой цели в Аргентине был похищен и привезён в Израиль Адольф Эйхман, которого публично судили и казнили за его нацистское прошлое. На процессе Эйхмана сформировалась идеология Холокоста, на ней Израиль "проехал" несколько десятков лет. Однако с течением времени идеология Холокоста превратилась из консолидирующей национальной идеи (более, чем сомнительной, кстати) в средство политических и финансовых спекуляций и требования выплат новых и новых компенсаций уже четвёртому поколению наследников жертв нацистского геноцида.

Когда идеология Холокоста окончательно превратилась в фарс, на стремительно угасающих углях национальной идеи ярким факелом загорелся вопрос Гилада Шалита. Но в эти самые минуты, когда Гилад переступает порог родного дома, на месте олицетворяемой им национальной идеи вновь образовалась зияющая пустота. Сможем ли мы на этот раз без посторонней помощи расправить затекшие за 2.000 лет изгнания национальные мускулы, или нам вновь придётся искать сплочения перед лицом бывших или будущих страданий?..


Гилад Шалит в сопровождении людей Хамаса направляется к пункту обмена заключёнными.
===

Шалит отдаёт честь премьер-министру Нетаниягу сразу после приземления вертолёта на израильской территории.
===


Шалит и Нетаниягу.
===


Гилад и его отец Ноам Шалит.
Фото Ynet
===



Вчера Высший суд справедливости отклонил аппеляцию группы людей, чьи родственники погибли в результате терактов, организованных освобождёнными по условиям сделки террористами.
На фото: человек, потерявший родтелей и трёх братьев после теракта в Иерусалмие, обвиняет отца Шалита в предательстве.
Фото Israel Hayom

Комментариев нет:

Отправить комментарий